
Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета разработали три модели организации психологической службы для студентов педагогических вузов. В 2024 году они завершили прикладную научно-исследовательскую работу (НИР) «Научно-методическая разработка комплексной системы психологического сопровождения обучающихся образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации». О том, каких результатов достигли сотрудники МГППУ, порталу «Российское образование» рассказала руководитель Федерального координационного центра по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации, член-корреспондента РАО Ольга Ульянина, возглавившая работу проведение НИР.
«Ключевыми идеями проекта стали создание условий для всестороннего профессионального развития будущих педагогов, а также повышение доступности психологической помощи для различных целевых групп обучающихся. Сотрудниками МГППУ разработаны три модели организации психологической службы, которые учитывают специфику вузов, – централизованная, интегрированная и диффузная модели. Выбор определенной модели может быть обусловлен как организационными особенностями и ресурсными возможностями педагогического вуза, так и его потребностями в обеспечении участников образовательных отношений психологической помощью», – отметила Ольга Ульянина.
Она сообщила, что разработанная в рамках НИР технология выявления групп риска позволит определить студентов, которые нуждаются в повышенном внимании специалистов психологической службы и оказывать им своевременную психологическую помощь.
Ольга Ульянина подчеркнула, что по итогам НИР подготовлены методические материалы, которые включают в себя примерные программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений. В их число входят программа адресного психологического сопровождения обучающихся, нуждающихся в особом внимании психологической службы; программа плановой психологической диагностики участников образовательных отношений; программа психодиагностики, проводимой по запросу администрации образовательной организации, по обращению студента.
Она добавила, что апробация разработанных технологий и моделей велась на базе 36 педагогических университетов, подведомственных Минпросвещения России. Ее результаты легли в основу методических рекомендаций и образовательных материалов.